Close
 

Автострахование, страхование автомобиля по КАСКО (Автокаско) в Москве

Методика оценки надежности страховых компаний

Рейтинг надежности страховой компании представляет собой мнение Рейтингового агентства «Эксперт РА» о вероятности выполнения страховой компанией ее текущих и будущих обязательств перед страхователями, выгодоприобретателями, кредиторами и сотрудниками.

Рейтинговая оценка, присваиваемая агентством, адаптирована к специфическим особенностям российского страхового рынка и не учитывает странового риска России. Страновые риски учитываются только для страховых компаний, работающих за рубежом. Корректировка на уровень страновых рисков производится на основе внутренних страновых рейтингов и степени зависимости бизнеса рейтингуемой компании от этих рисков.

Анализ финансовой устойчивости страховых компаний строится на основе исследования трех основных групп факторов (раздел):

  1. внешних факторов устойчивости и корпоративного управления;
  2. страхового бизнеса;
  3. финансовых показателей.

Каждый раздел при этом, в свою очередь, состоит из нескольких интегральных групп факторов.

Основные интегральные факторы рейтингового анализа

Основные интегральные факторы рейтингового анализаРазмерный фактор
В рамках этого фактора анализируются размерные показатели деятельности компании – величина активов, собственных средств и реальной страховой премии, а также их динамика. Более высокие размерные показатели в большей степени позволяют страховщику диверсифицировать свой бизнес и использовать закон больших чисел.

Положение на рынке
Ключевыми показателями в рамках второго направления анализа финансовой устойчивости компании являются специализация компании, положение компании в отдельных сегментах рынка, бренд и репутация компании, отношение компании с надзорными органами

Корпоративное управление
В рамках этого фактора анализируется финансовый потенциал владельцев компании, организационная структура, уровень автоматизации бизнес-процессов и надежность IT-систем, регламенты по управлению рисками внутри компании, наличие отчетности по МСФО, качество аудита, стратегия и уровень транспарентности.

География деятельности
При оценке фактора географии деятельности у компаний федерального уровня учитывается показатель их географической диверсификации, эффективность и убыточность филиальной сети, а также динамика открытия новых филиалов. Для региональных компаний анализируется их место на региональных страховых рынках, а также убыточность регионального страхового рынка.

Страховой портфель
В процессе анализа сбалансированности страхового портфеля особое внимание уделяется уровню его диверсификации, убыточности по видам страхования, структуре технического результата, а также относительной величине принимаемых рисков.

Клиентская база
При оценке качества клиентской базы у кэптивной компании анализируются такие параметры как значимость основного клиента для российской экономики и его надежность. Для всех типов компаний оценивается размер и качество клиентской базы, уровень лояльности страхователей, доля расторгнутых договоров, а также диверсификация каналов распространения страховых продуктов.

Перестраховочная политика
При анализе перестраховочной политики учитываются надежность партнеров компании по исходящему перестрахованию, диверсификация перестраховочной защиты, величина рисков, оставляемых на собственном удержании, и эффективность перестраховочной защиты.

Ликвидность и платежеспособность
Оценка ликвидности и платежеспособности предполагает расчет коэффициентов текущей ликвидности и уточненной страховой ликвидности, анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности компании, займов, кредитов и внебалансовых обязательств, оценку достаточности собственных средств и отношения фактической и нормативной маржи платежеспособности.

Убыточность и доходность
В рамках анализа убыточности и доходности бизнеса компании оцениваются такие показатели как убыточность-нетто, комбинированный коэффициент убыточности-нетто, доля расходов на ведение дела, рентабельность активов и собственных средств, как по отчетности по РСБУ, так и по отчетности по МСФО (при наличии).

Инвестиционная политика
В рамках данного фактора анализируется инвестиционный портфель компании с точки зрения надежности, ликвидности, рентабельности и диверсифицированности вложений. Кроме того, учитывается доля вложений в аффилированные объекты инвестиций, стабильность инвестиционного портфеля на отчетные и неотчетные даты, а также проверяется выполнение приказов №№ 100н и 149н.

При определении рейтинга на группу компаний не используется принцип переноса максимального рейтинга одной из компаний, входящих в группу, на остальные компании, а проводится подробный анализ финансовой устойчивости по каждой из компаний, входящих в группу. При анализе финансового состояния компаний группы отдельно учитываются и оцениваются внутригрупповые потоки (перестрахование, кредиты и т.д.).